Джаз — стиль жизни... Концерт звезды мирового джаза Билла Эванса

Вход на сайт

27 марта во Дворце культуры им. ХХХ-летия Победы г. Йошкар-Олы состоится концерт звезды мирового джаза Билла Эванса.

Билл Эванс – саксофонист с мировым именем, обладатель премии Грэмми. Его творчество - гремучая смесь музыкальных стилей: джаз-рок, современный джаз, эксперименты с рэгги, фанком, блюграссом и хип-хопом, которые прекрасно сочетаются вместе. Солирует с банджо и гитарой, что позволяет ему создать свое собственное звучание. Музыкант записал 19 сольных альбомов. Не раз совершал мировое турне, сотрудничал с самыми яркими звездами джаз-сцены.

H4lTAKlXYIo.jpg

Вечера джазовой музыки в столице Марий Эл бывают не часто. Но если уж случаются, то организаторы собирают благодарную публику даже с соседних регионов. Вот и на этот раз на концерт в Йошкар-Оле собираются любители из Казани, Кирова, Нижнего Новгорода.

Тем не менее, и в Йошкар-Оле есть своя история джаза. Альберт Мусинский, Сергей Белов, Владимир Петров, Эдуард Дроздов, Виктор Рукавишников, Валерий Фонарев, Борис Комаров, Евгений Маков являются первопроходцами этого вида искусства. Жизнь участников ВИА «Мари» (первая исполнительница Наталья Конева (Ковалевская), оркестра «Орбита», квартета «Тайм-блюз», фолк-рок группы Эльвиры Курай «Pairem» наполнена импровизацией, ритмами времени, в которой они живут.

За что любят джаз? Ответ на этот вопрос мы нашли в публикациях о джазе. Также поговорили с некоторыми любителями джаза.

Андрей Эшпай, джазовый пианист, композитор:
- Джаз издавна увлекает меня. Слушая игру выдающего джазового солиста или ансамбля, я испытываю почти физическое наслаждение. Я воспринимаю джаз как активный, захватывающий вид творчества, как прекрасную школу для музыканта. Я испытываю особый интерес к биг-бэндам с их мощной динамичной игрой, расочной звуковой палитрой. Люблю оркестры Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Стэна Кентона, из советских Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, Гунара Розенберга.

Влияние джаза на мою музыку я бы назвал косвенным, опосредованным. В ряде сочинений (Концерт для оркестра, балет «Помните», оркестровые пьесы) я свободно трактовал принципы джаза, использовал отдельные его технические приемы... Джаз как и фольклор, выполняет в наши дни охранительную функцию в том смысле, что он позволяет прикоснуться к музыке в её стихийном проявлении. В основе этих двух миров, фольклора и джаза, лежит, говоря условно, «натуральный» музыкальный продукт. Фольклор и джаз сближает их общий специфический признак: искусство импровизации. (Из книги Л.Н. Черновской «Инструментальные концерты Андрея Эшпая 60-80 годов ХХ века». 2010)

Альберт Мусинский, кларнетист, саксофонист, Народный артист РМЭ:
- Ещё в детстве слушал пластинки джазовых музыкантов — Армстронга, Робсона, Миллера. Джазовая музыка к нам немыслимыми путями просачивалась — свинг, блюз, самба... Приходилось гонять гаммы на саксофоне тайком «За печкой». В 1985 году с Сергеем Беловым, Борисом Комаровым, Евгением Маковым организовали квартет «Тайм-блюз». Главное в джазе — импровизация. Это не каждому дано. Нужен какой-то особый склад характера, чтобы всё это чувствовать и играть. Я знаю многих музыкантов, которые хороши в классике, а джаз то ли не понимают, то ли не умеют, то ли не занимались вплотную в своё время. Мы с «Тайм-блюзом» использовали фольклор, марийские темы, и накладывали джазовые обработки. В марийской музыке же пентатоника , а пентатоника — это одна из составляющих джаза. Удивляли публику на джазовых фестивалях в Саранске, Самаре, Казани. (Из интервью газете «Аргументы и факты» № 20, 2012)

Валентин Царегородцев, директор Дворца культуры им.ХХХ-летия Победы:
- Я очень люблю джаз. К сожалению, в Йошкар-Оле мало любителей этого вида искусства. Поэтому надо нам больше играть её, чаще приглашать из-за пределов Марий Эл. Надо популяризировать джаз через школы, профессиональные, высшие учебные заведения. Надо также организовать Клуб любителей джаза при филармонии. В соседних городах такие клубы успешно работают.

Михаил Васютин, министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ:
- Я вырос и воспитан на традиционной народной музыке. В Микряковской музыкальной школе, где я получил начальное музыкальное образование, главным инструментом были гусли. Директор Тамара Ягильдина, теперь уже Заслуженные работники культуры Фаина Эшмякова, Елизавета Васютина были замечательными исполнителями. Мы были первыми, кто занимались по классу баяна.

А потом появились вокально-инструментальные ансамбли, подражание «Битлам», музыка 70-80 годов.

Потом был Казанский институт культуры. Появились первые молодёжные центры, первые дискотеки. В те времена была такая культура: в кинотеатрах перед началом сеанса играл оркестр. Например, так было в кинотеатре «Победа. Я помню, как я получил первый шок, когда услышал джазовую музыку, увидел как музыканты свободно и виртуозно владеют своим инструментом.

Со временем появился интерес. Мне стала импонировать философия джаза. Импровизация и джазовое понимание, всё так шутил ещё, есть понимание жизни. Есть люди с джазовым ощущением себя в мире: которые импровизируют ну во всём, так живут. Джазовый подход можно найти в любой сфере деятельности. Даже в стиле, образе жизни. Есть такой принцип: ввязаться в войну, а потом уже по ходу разберёмся. Это тоже подход джазовый.

В джазе ты ощущаешь и понимаешь, что музыкант играет только сегодня и сейчас так; какое настроение — такое и исполнение. А завтра этот же стандарт он сыграет уже совершенно по-другому. Джаз - явление эксклюзивное. Инструментальный джаз может исполнять только человек, в совершенстве владеющий своим инструментом. Для него импровизация как дыхание. Сколько же нужно вложить труда, чтоб быть свободным и свои чувства, настроение передать через инструмент? Сегодня моё отношение к джазу расширилось, трансформировалось. А в начале был культурный шок, с которым я живу.


Подготовлено рекламной службой
Маргосфилармонии им. Якова Эшпая.

Назад на первую страницу>>>

Русский
АНО «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
АНО «Культурно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
При использовании материалов сайта ссылка на «Этнокультурный интернет-журнал «Арслан» обязательна.
E-mail: mari-arslan@mail.ru. Тел. 8-917-703-66-24.