Науруз-Байрам в г.Йошкар-Оле (фото, афиша)

Вход на сайт

В 2015 году в Йошкар-Оле, по сложившейся традиции состоится широкое празднование Науруз-Байрама. Приглашаем 22 марта в 11:00 часов всех желающих принять участие и разделить с нами радость праздника на площадку перед Республиканским центром татарской культуры (улица Мира,28). В программе праздника концерт звёзд тюрко-татарской эстрады и художественных коллективов национальных общин города Йошкар-Олы, угощение праздничными национальными блюдами и многое другое.

Организаторами этого мероприятия являются: Республиканский Центр Татарской Культуры, Узбекская, туркменская, башкирская, казахская, таджикская, азербайджанские землячества города Йошкар-Олы при содействии Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ. Добро пожаловать! Рәхим итегез!

SnPZy1YQRTU_0.jpg

НОВЫЙ ГОД ПО ТЮРКСКОМУ КАЛЕНДАРЮ «ЕЛ БАШЫ - НАВРУЗ БАЙРАМ»

Начиная с 1990-х годов у казанских, сибирских, уфимских и астраханских татар ногайцев возродилось празднование Навруза. У сибирских (омских, новосибирских и тюменских) татар Навруз чаще называется «Амаль».

В течение 70 лет Навруз Байрам был под запретом в автономных республиках. В союзных республиках бывшего СССР: Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан Навруз Байрам проводился официально и не был под запретом.
До революции Навруз проводился в течение нескольких дней, обычно с 21 по 24 марта. У уфимских (туймазинских) татар - даже целую неделю или десять дней. У казанских татар Навруз праздновался от трёх до тринадцати дней.

71628027_1299397795_18.jpg

Навруз проводился возле рек и озёр, где разжигались костры и празднующие перепрыгивали через огонь, пели песни и плясали.

После Навруза проводились праздники Карга боткасы и Сабантуй.

5025963000449.jpg

«Как встретишь Навруз, так и будешь жить весь год» – говорится в народе. Поэтому перед праздником тщательно убираются в домах и дворах, обновляют домашнюю утварь, люди начинают ходить друг к другу в гости, преподносят подарки друзьям и близким.

Сибирские татары некоторых волостей Тюменского уезда пекли печенье келцэн из пресного теста для детей, которые группами ходили по дворам в праздник Науруз (по книге «Сибирские татары», Ф. Т. Валеев, Казань, 1993, с. 114).

Татарский историк Шигабетдин Марджани писал, что в дни Навруза молодые люди ходили по домам и читали нараспев специальные новогодние стихи, пели песни с благожеланиями. Мелодии обрядовых песен сохранились до наших дней. Среди стихов и песен были юмористические и шуточные. Хозяин дома за поздравления вкусно угощал. Молодёжь устраивала праздничный стол, веселилась, пела, играла.

У чувашей древнее название месяца март было «нарс», а у татар – «наруз». Ещё древние шумеры, которые по языковым признакам являются предками тюрков, в третьем тысячелетии до нашей эры обратили внимание на то, что в начале сева в зенитамесопотамского региона находилось созвездие Льва с яркой звездой Регул. В этот же период в последний раз виднелось созвездие Плеяд, названное шумерами «Звездой Быка». Это важное для земледельцев небесное явление стали изображать в рисунках как побед Льва над Быком, а затем эти образы были заменены Грифоном и Оленем. Когда арийцы пришли на территорию древнего Арьянама (Ирана), они переняли шумерскую философию и мировоззрение.
Кочевники - саки в дни весеннего равноденствия варили мясо жертвенного коня, посвящённого солнцу, и съедали это его вместе.

Кумыки проводят весной праздник навруз байрам. Казахи во время весеннего праздника наурыз мейрамы проводят Байгу - конные скачки, сейис - состязание в силе двух верховых, курес (коряш) - борьбу.

Во время Навруза певцы - акыны поют под звуки кобыза и домбры. Предки казахов к началу праздника Навруз одевались в белые рубашки, новые одежды подправляли усы и бороду, сбривали волосы, возможно, в те времена возникла казахская поговорка «одежда - словно белый снег Навруза».

Навруз является и поводом для встреч родственников, о чём также говорит казахская поговорка: «Айынды кориспесе агайын жат», которая по-татарски звучит так «Бер ай куреш мэсэлэр, абыйлар да ят булыр». Казахи на почётном месте юрты зажигали две свечи, приговаривая «одна лучина не станет светом», «если навруз войдёт в чистую юрту веря, что в этом случае так будет продолжаться весь год, она будет свободна от болезней и зла». Поэтому перед праздником наводили порядок в доме, заполняли все посуды продуктами и водой из священного родника.

f39e23ffaa8e84338c5523b4597f6317.jpg

Аксакалы в Навруз произносят алкыши: «пусть будет благополучным народ», «пусть будет много светлого (молока)», «пусть этот день принесёт изобилие», «пусть все зло и черные дела провалятся сквозь землю», «пусть духи предков всегда поддерживают нас!» Учёные сделали вывод, что после опускания в яму жертвенного барашка древними обитателями Хакасии в честь Матери – земли, прямо на эту же яму устанавливали изваяние божества личиной на восход солнца, что производилось, вероятно, весенним ранним утром. На дно ям укладывались куски жертвенного мяса и шкурки барашков с неотделенными от них головами и ножками. Дальнейшие жертвоприношения божествам совершались на специальном каменном жертвеннике алтаре. (Л.Р. Кызласов, «Древнейшая Хакасия», МГУ, 1986, с. 190).

Весной хакасские шаманы и шаманки освящали коня вороной или бурой масти перед жертвоприношением горному духу. («Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии», Абакан, 1994, с. 47 – 48).

У ногайцев начало года называется «навруз», а месяц – март «навруз ае». Ногайцы в праздник исполняли танцы «түгәрәк», «озын»и «коьшемеке» и распевали песни следующего содержания: /Навруз юрай келдик биз, / /Ишчилердин эшигине, / /Нарык улу Шорадай / /Батыр берсин бешигине / /Азан, азан! / /Навруз куньги муьбарек!/.

Из музыкальных инструментов ногайцы использовали кобыз, кылкобыз, зурну, домру и сыбызгы. В праздник ногайцы также проводили состязания по борьбе, конным скачкам и киданию камней на дальность.

Карачаево-балкарский народ называет весенний день равноденствия «Навруз» и «Рузлама». Молодёжь в этот день прыгает через костры. Исследователь Х.Х. Малкондуев (Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев», Нальчик, «Эльбрус», с. 75): «В середине марта, когда начинала пробиваться первая травка и гремел первый гром, женщины с детьми ходили по дворам, исполняя громко песенку: «Чыгъыгъыз, чыгъыгъыз, /Буу кибик мала/ Къуу болуп туралла. // Чыгъыгъыз, чыгъыгъыз- / Малланы тойдуругъуз».//«Выходите… Животные словно олени, стали тощими, накормите досыта животных.»/.

Символом Науруза узбеки считают проращенное пшеничное зерно. За 15 дней до праздника сажают пшеницу, а из проращенных зёрен готовят главное праздничное блюдо «Сумаляк» («Сумелек», «Семени»).

401f0b43fcf3 (1).jpg

Очень много обрядов Науруза связано с числом семь: дастархан из семи яств, праздничные блюда из семи компонентов и т.д. Науруз сохранил преимущественно земледельческие обряды и языческие ритуалы.

В настоящее время у казанских и уфимских татар по случаю Навруза проводятся и другие мероприятия, народные гуляния, конкурсы, например, среди девушек на титул «Наврузбикә», «Навруз гүзәле», на которых участницы должны показать своё искусство в исполнении татарских песен, танцев, в остроумии.

С уважением Рамай Юлдашев, Республиканский Центр Татарской Культуры.

Возврат на первую страницу>>>

Русский
АНО «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
АНО «Культурно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
При использовании материалов сайта ссылка на «Этнокультурный интернет-журнал «Арслан» обязательна.
E-mail: mari-arslan@mail.ru. Тел. 8-917-703-66-24.